Контроль качества с помощью голосового бота: лучший способ получить обратную связь
Контроль качества с помощью голосового бота: лучший способ получить обратную связь
Александр Павлов, директор по развитию Robovoice
06.09.2019
Любая компания, занимающаяся прямыми продажами, всегда должна держать «руку на пульсе» своей аудитории. Для того, чтобы сформировать эффективную стратегию производства и продвижения продукта, вам необходимо знать:
В чём нуждаются потребители
Какие особенности вашего продукта они ценят выше всего
Что в работе вашей компании или в качестве вашего продукта оставляет покупателю негативный опыт
Контроль качества посредством опросов по телефону – эффективный способ с минимальными затратами получить реальные отзывы о вашем продукте. Это отличное дополнение к масштабным маркетинговым исследованиям, а в некоторых случаях проведённый голосовым ботом опрос и вовсе помогает избежать трат на такие мероприятия.
3 базовых критерия отбора
Как и любой маркетинговый анализ, контроль качества рекомендуется проводить по заранее определённой системе. Наша практика показывает, что наиболее эффективными являются два показателя:
CSI (Customer Satisfaction Index)
Показатель удовлетворённости клиента после контакта с вашей компанией – например, после заказа товара или услуги. При расчёте этого индекса учитывается в том числе изначальная заинтересованность потребителя в тех или иных характеристиках товара
NPS (Net Promoter Score)
Оценка, позволяющая оценить, насколько клиенты готовы рекомендовать ваш продукт или бренд в целом своим знакомым. Таким образом выясняется также степень лояльности аудитории к бренду
Оба показателя являются универсальными, они с успехом используются и на B2B, и на B2C рынках. Как правило, двух перечисленных оценок достаточно для того, чтобы:
Оценить уровень удовлетворённости аудитории продуктами/услугами вашей компании и, возможно, предложением ваших конкурентов
Выявить причины оттока клиентов – как непосредственные, так и латентные
Скорректировать стратегию развития компании в соответствии с полученными данными
И CSI, и NPS рассчитываются на основе данных, полученных непосредственно от клиентов– в том числе с помощью контроля качества по телефону. Ниже, в разделе кейсов, мы приведём пример такого расчёта и работы с дальнейшими данными.
Применение для контроля качества голосового бота
Робот для обзвона клиентов обеспечивает возможность сбора обратной связи с минимальными затратами и высокой эффективностью. Он оптимально подходит для решения этой задачи, поскольку опросы клиентов не предполагают высокой творческой нагрузки и всегда проводятся по заранее определённым сценариям.
К примеру, в Robovoice мы предлагаем в качестве базового варианта следующий скрипт контроля качества:
Сценарий звонка Robovoice
Точно следуя этому сценарию, робот для обзвона получает от клиента необходимую для оценки его удовлетворённости товаром/услугой информацию:
Понравилась ли клиенту работа менеджера
Устроил ли его полученный продукт
Решил ли этот продукт задачу, ради которой приобретался
Готов ли клиент рекомендовать компанию своим знакомым
Этих данных достаточно для того, чтобы провести дальнейший анализ. При этом робот:
Работает значительно быстрее человека
Платформа Robovoice совершает 1000 звонков за полтора часа – в то время как один оператор колл-центра за это время обзвонит только 40-50 человек
Точно следует сценарию
Никаких ошибок, неточностей или отступлений – система аккуратно проходит скрипт шаг за шагом
Сразу вносит информацию в CMS
Голосовой бот Robovoice распознаёт речь и может быть интегрирован с CMS либо CRM компании. Информация, полученная в ходе звонка, сразу же будет переведена в удобный для дальнейшего анализа формат и занесена в базу данных
Готов ли клиент рекомендовать компанию своим знакомым
При этом процент отказов из-за того, что клиенту позвонил робот для обзвона, а не человек, не превышает 10-12%. В большинстве случаев люди не сразу замечают, что с ними разговаривает автоматическая система, а иногда и вовсе этого не понимают. У нас был случай, когда Robovoice обзванивал посетителей детского клуба с приглашением записать ребёнка на мероприятие. Одна из клиенток ответила: «У меня нет ребёнка». Робот распознал ответ «нет», классифицировал его как отказ от услуги и перешёл к соответствующему пункту сценария: «Подскажите, пожалуйста, а почему?». И девушка действительно начала объяснять!
В данном случае наш клиент самостоятельно составлял скрипт для голосового бота и совершил ошибку: не учёл подобный ответ. Для того, чтобы исправить сценарий, оказалось достаточно добавить ещё один вопрос («У вас есть дети?») – при этом процент успешных контактов изначально составлял 78% с конверсией 17%. До перехода клиента на Robovoice схожие результаты показывал колл-центр, но при в 3-4 раза более высоких затратах и большем времени на обзвон всей базы. Именно удешевление опроса клиентов без снижения охвата и конверсии является основной причиной, по которой имеет смысл рассмотреть переход на контроль качества с помощью голосового бота.
Отметим, что в сложных ситуациях – например, если клиент хочет дать развёрнутую обратную связь, задать вопросы или сделать повторный заказ – робот для звонков сразу переводит контакт на менеджера. Таким образом достигается полный охват потребностей аудитории, и компания получает комплексную обратную связь.
Практика использования голосового бота для контроля качества
Выше мы говорили о том, что контроль качества с помощью робота для звонков – эффективное и выгодное решение. Для подтверждения этого тезиса обратимся к практическому опыту наших клиентов.
1 Кейс: контроль качества в автосалоне
С Robovoice начал сотрудничать крупный сетевой автосалон, ежедневно совершающий 3000 звонков клиентам. Около половины из них – это звонки службы контроля качества. На момент начала нашего сотрудничества решением задачи занимался call-центр: наша цель заключалась в том, чтобы уменьшить бюджет без ущерба для эффективности обзвона. Мы начали внедрение с того, что взяли сценарий клиента – тот, которым пользовались операторы колл-центра – загрузили его в Robovoice и провели небольшой тестовый обзвон. Такая проверка необходима, поскольку скрипт изначально создавался не для голосового бота, а для человека. В ходе теста мы выявили два значимых недочёта:
1
Вопросы были построены достаточно сложно, поэтому клиенты часто делали большую паузу перед ответом. Робот воспринимал её как молчание и начинал говорить, перебивая собеседника
2
В сценарии были моменты с неочевидным переходом приоритета: несколько раз робот возвращался к вопросу, который уже был задан ранее
Чтобы исправить ситуацию, наши специалисты скорректировали вопросы, исправили ветку приоритетов в сценарии и увеличили время ожидания ответа клиента. В результате был создан следующий скрипт:
Сценарий звонка Robovoice
Голосовой бот был успешно интегрирован с системами автосалона: телефонией Asterisk и CRM 1C. Система распознаёт речь клиента и сразу заносит всю информацию непосредственно в базу данных – в удобном для дальнейшей обработки виде. В результате скорость обзвона выросла в 5 раз, а затраты компании на такие звонки снизились в 3.5 раза. В абсолютном большинстве случаев робот без затруднений проводит весь разговор самостоятельно: звонок переводится на менеджера только в том случае, если клиент поставил низкую оценку и готов дать подробный отзыв.
Сам сценарий достаточно компактный и, при этом, он позволяет получить всю нужную для вычисления NPS информацию. Если предметно, то – при удачном контакте – мы получаем следующие оценки:
Готовность рекомендовать сервис знакомым: оценка от 1 до 10
На основании этого опроса всех клиентов можно разделить на две группы:
Люди, давшие оценку 6 или ниже, учитываются системой как «критики»
Клиенты, поставившие оценку 7 или 8, считаются «нейтралами»
Респонденты, оценившие шанс рекомендовать продукт знакомым на 9 или выше, являются «промоутерами»
Остальные вопросы предназначены для того, чтобы уточнить оценку и получить более полную картину – в частности, определить, на каких моментах компания «теряет баллы». Далее вычисляется индекс NPS:
NPS = %Промоутеров – %Критиков
Если NPS положительный, компания может рассчитывать на увеличение клиентской базы за счёт высокой лояльности покупателей. Если NPS близок к нулю или отрицательный, это – существенный риск оттока клиентов из-за антирекомендаций. Соответственно, увеличение NPS можно принять в качестве одного из показателей KPI, зафиксировав достижение определённых показателей в качестве одной из целей на период. Как правило, средние положительные значения индекса NPS колеблются в пределах 5-15, при этом норма зависит от рынка – например, для банков это 11, а для интернет-провайдеров всего 6. Зная нормальные показатели для своего сегмента и получая актуальные данные с помощью голосового бота, вы можете отслеживать своё положение на рынке и вовремя реагировать на снижение лояльности.
2 Кейс: контроль качества для спортивного центра
Выше речь шла о переходе от услуг колл-центра к использованию голосового бота, но всю систему контроля качества изначально можно выстроить на базе робота для обзвона. Такую задачу мы решали для спортивного центра: до начала сотрудничества с Robovoice клиент вообще не занимался сбором обратной связи о качестве услуг, не хватало ресурсов.
Наши специалисты разработали следующий сценарий:
Сценарий звонка Robovoice
Опрос достаточно масштабный, но за счёт того, что многие клиенты спортивного центра пользуются его услугами постоянно, процент успешных контактов превышает 60%. Стоимость одной заполненной анкеты (с учётом расходов на звонки с отказами) составляет всего 10 рублей.
При этом клиент получает минимально необходимые для расчёта CSI данные:
Оценку работы ресепшена, от 1 до 10
Оценку работы центра в целом, от 1 до 10
Удовлетворённость стоимостью услуг, да/нет
Готовность рекомендовать центр знакомым, да/нет
В результате исследования по двум оценкам рассчитываются средние баллы, из которых выводится общая взвешенная оценка уровня удовлетворённости – CSI. В дальнейшем сама оценка используется в качестве KPI для различных подразделений компании, а её отдельные составляющие помогают определить «узкие места» и справиться с проблемами, укрепив позиции компании на рынке.
На сегодняшний день возможностей Robovoice вполне достаточно для того, чтобы голосовой бот мог в полной мере заменить первую линию колл-центра. После интеграции с CRM робот для обзвона может свободно использовать любые сведения из базы данных компании: обращаться к клиенту по имени, пользоваться историей его посещений и т. д. В конечном счёте абонент может вовсе не заметить, что разговор ведёт не человек – а стоимость одного контакта для компании будет в 3-4 раза ниже, чем в случае с колл-центром.
Другие статьи по теме
Остались вопросы
Общество с ограниченной ответственностью «Робовойс» 127273, г. Москва, Дербеневская набережная, 7с22, пом. 12 Телефон: +7 (499) 226-28-92 | ИНН: 9715347247