Цены на внедрение голосовых роботов разнятся. Тем не менее следует сопоставить потенциальные расходы с текущими затратами на заработные платы сотрудников.
Приведем конкретный пример. Цена одной минуты работы оператора колл-центра — 15-25 руб., а робота — 4-6 руб. При этом разговор с ботами, как правило, короче, емче и конкретнее. Кроме того, попытки дозвона, которые совершает робот не оплачиваются, а тарификация звонков чаще всего посекундная.
Стоит отметить, что средний размер заработной платы в России с января по июнь 2023 г. в реальном выражении (с учетом инфляции)
увеличился на 6,9% относительно аналогичного периода прошлого года и принимая во внимание
прогнозы продолжит расти. Кривые стоимости минуты работы оператора и робота будут расходиться, поскольку стоимость человеческих ресурсов будет и дальше дорожать, а роботы, становясь качественнее, а значит эффективнее, — дешеветь.
С другой стороны, в колл-центрах традиционно высокая текучка, а найм и обучение новых сотрудников требуют дополнительных ресурсов в виде рекрутера, руководителя или менеджера по работе с кадрами. Причина высокой текучки кроется в специфике самой работы оператора. Это выматывающая деятельность, сопряженная с высоким уровнем стресса, тогда как от человека требуется всегда быть вежливым и действовать строго по скрипту. Смена оператора — обычно 2 / 2 по 12 часов в день. Люди — не роботы и могут выйти из себя, особенно в случае возникновения недопонимания с собеседником, или забыть скрипт под конец многочасовой смены. В силу специфики работы операторы сравнительно быстро устают, из-за чего их продуктивность снижается, и со временем они начинают выгорать. Это, в свою очередь, приводит к увеличению и без того традиционно высокой текучки кадров.
Кроме того, своевременное закрытие освободившихся вакансий операторов осложняют такие макроэкономические факторы, как
демографическая яма и
снижение численности трудоспособного населения. В результате, неукомплектованный штат контактного центра не справляется с потоком входящих обращений, на линии возникает очередь, клиенты остаются недовольны качеством обслуживания и бизнес теряет покупателей и прибыль.
Поэтому экономика, зачастую, на стороне робота. Особенно учитывая тот факт, что ряд современных no-code платформ позволяют создать голосовых роботов своими силами бесплатно, для этого не требуются навыки программирования.